Страница Президента Ассоциации Академика РАН Валерия Тишкова

Эта страница посвящена информации о новых научных книгах, которые я получаю от коллег, но не всегда имею возможность их прочитать, о чем постоянно сокрушаюсь. Конечно, это прежде всего мой личный выбор, но и это может быть полезным и интересным для тех, кто посещает сайт нашей ассоциации. По возможности здесь будут размещаться полные тексты книг. Желающие разместить информацию о собственных научных монографиях и коллективных трудах (кратко или полный текст) могут присылать ее на адрес нашей ассоциации: congress@iea.ras.ru

С уважением, Академик РАН Валерий Александрович Тишков

4 ноября наша страна отмечает важный государственный праздник — День народного единства. В этот знаменательный день Президент Ассоциации антропологов и этнологов России, научный руководитель ИЭА РАН, академик РАН Валерий Александрович Тишков дал интервью порталу «Научная Россия», в котором рассказал о проектах Института этнологии и антропологии РАН и о завершении многолетней работы над серией научных монографией «Народы и культуры».

Текст интервью доступен по ссылке: Народы и культуры. Интервью с этнологом академиком Валерием Тишковым

В специально пошитом смокинге для членов Экспертного совета Национальной премии РГО «Хрустальный компас» президент Ассоциации антропологов и этнологов России, академик РАН В.А. Тишков принял участие в церемонии награждения за 2023 и 2024 годы. Среди лауреатов оказались хорошо знакомые люди, заслужившие эту награду: Малахов Михаил Георгиевич, Лянге Маргарита Арвитовна, Леонид Круглов. Этнографическая тема была среди приоритетных.

В Зале Шнитке Дома музыки все было торжественно и красиво, а весь проект — это инициатива Краснодарского отделения РГО и его руководителя Ивана Чайки. Правда, среди спонсоров этой премии и награжденых проектов чаще всего упоминались нефтяники, и это хорошо: делиться надо! А раз в год можно одеть и смокинг: важно не терять форму.

О безальтернативности и неопределенности

В первом номере 2024 года журнала «Сибирские исторические исследования» мое внимание привлекли не только интересные статьи, но и некоторые замечания главного редактора журнала Д.А. Функа в его редакторской колонке и во вводном тексте к подборке статей по теме антропологии неопределенности. Из соображений сохранения корпоративной солидарности я, как один из руководителей Института этнологии и антропологии РАН, воздерживался от критических замечаний в адрес коллеги, когда он более четырех лет занимал пост директора этого института. Тем более что выстроенная директором система еженедельного общения руководителя с членами коллектива путем своего рода «писем счастья» позволяла мне воспользоваться этим же каналом только с личного позволения Д.А.Функа и с его сопровождающими комментариями. Это, кстати, интересный кейс для анализа антропологии академической жизни, когда за подкупающими словами «берегите себя» и т.п. скрывалось жесткое единоличное и крайне вкусовое администрирование, достаточно чуждое многоголосной природе ученого коллектива. Но сейчас не об этом…

Открывая очередной номер журнала, которым Д.А.Функ руководит безальтернативно более десяти лет, главред пишет следующее: «Очередной конгресс антропологов и этнологов России, состоявшийся летом 2023 г. в Санкт-Петербурге, как мне видится, в последний день работы продемонстрировал разрыв сообщества специалистов, называющих себя антропологами, этнологами или этнографами. На итоговое заседание и безальтернативные выборы президента ассоциации пришли 150 человек, ставших в итоге членами этой ассоциации. Это менее пятой части от общего числа тех, кто принял участие в работе конгресса (напомню, что всего было 803 участника). Даже с поправкой на наличие среди не пришедших некоего числа тех, кто раньше уехал с этого форума, это повод задуматься о том, что и почему происходит в данном сообществе и какими могут быть перспективы дальнейшего его существования» (Д.А.Функ. Редакторская колонка // Сибирские исторические исследования. 2024. № 1. С. 9-10).

Подобное высказывание скрывает неудовлетворенность его автора ситуацией в нашем сообществе без начальника №1, на котором, по его мнению, должен был быть директор «головного института». Возможно были и какие-то другие причины столь отрицательной оценки ситуации в нашем сообществе и проведенного очень успешного научного конгресса. Это был 15-й конгресс, которые проходят регулярно три десятилетия и на высоком уровне. Заслуга Ассоциации антропологов и этнологов России (ААЭР) здесь безусловная. Никакого разрыва сообщества не существует, а на заключительные заседания организационного характера всегда приходит малая часть участников конгресса: будь это международные конгресса антропологов и этнологов, на которых выбираются руководящие органы и президент МСАЭН, или это отечественные дисциплинарные конгрессы. Формального членства в ААЭР не существует, как и какой-либо финансовой деятельности, что не мешает ассоциации существовать и готовить научные конгрессы. В Санкт-Петербурге был избран Президиум ассоциации и ее президент. Кандидатура последнего была предложена от имени действующего Президиума. По поводу активизации деятельности ААЭР и необходимости ее реформирования уже были неоднократные обсуждения. Кое-что сделано в этом направлении, но многое еще можно сделать. Вот только выносить суждение о расколе или приговор о дальнейшем существовании совсем некстати. ААЭР начала подготовку следующего конгресса, который состоится в 2025 году в г. Перми. Меня, как президента ААЭР, больше беспокоит, что Д.А.Функ инициировал проведение антропологического форума общедисциплинарного масштаба в г. Томске, никак не обозначив отношение к этому научному мероприятию нашей ассоциации. Такой «разрыв сообщества» мною не приветствуется, хотя право на научные собрания имеют все этого достойные.      

Второй момент, который привлек мое внимание в номере журнала, носит сугубо научный и даже, я бы сказал, позитивный характер. Д.А.Функ в своем вводном тексте представляет подборку статей по антропологии неопределенности (кстати, «неопределенность» обозначена и как новаторская  тема форума в Томске). Он пишет: «В случае с неопределенностью с позиций антропологии я предлагаю исходить из того, что этот феномен жизни человечества и есть норма (с. 108). Поскольку тема неопределенности (uncertainty) мною была обозначена в научной повестке нашей дисциплины 20 лет тому назад, приведу цитату из главы XIV «Диалог истории и антрропологии» в книге «Реквием по этносу»: «XX век, особенно его последнее десятилетие, только подтверждают наше убеждение, что возможно единственным и основным законом истории является неопределенность и многовариантность, а у исторической импровизации столько же шансов, сколько и у исторической закономерности, если такова устанавливается исследователем и не является столь часто встречающей постфактической рационализацией»  (В.А. Тишков. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 502). И далее были высказаны суждения о действиях человека и коллективов в ситуациях типа «ощущения игры» и других обстоятельствах неопределенности и выбора. Как-то не хочется, чтобы наработки отечественных ученых оставались втуне, что совсем не означает просьбу к журналу «Сибирские исторические исследования» снять запрет на упоминание моих трудов.

3 мая 2024 г. Академик Валерий Тишков

В Энциклопедии социальной и культурной антропологии под редакцией Алан Дж. Барнард опубликованы две статьи Президента Ассоциации антропологов и этнологов России, академика РАН Валерия Александровича Тишкова:  Ethnicity (в соавторстве с С.В. Соколовским) и Russian and Soviet anthropology. Этому энциклопедическому изданию уже более 20 лет, но оно остается очень востребованным в образовательных целях и как справочное издание.

Ознакомиться с Энциклопедией можно по ссылке: https://www.academia.edu/68395468/Encyclopedia_of_social_and_cultural_anthropology?email_work_card=title

Уважаемые коллеги!

В этом году Российская Академия наук отмечает свой 300-й юбилей.

В февральском номере журнала «Знание — сила» вышло интервью члена Президиума РАН, президента Ассоциации антропологов и этнологов России Валерия Александровича Тишкова. Оно посвящено осмыслению того пути, который прошла отечественная гуманитарная наука и новым задачам и перспективам, которые стоят сегодня перед нашим научным сообществом.

Текст интервью прилагаю

Уважаемые коллеги!
Иногда обращение к истории позволяет нам лучше понять современные события, в том числе в сфере этнополитики.

Хотим представить вам интервью президента нашей Ассоциации, академика РАН В.А. Тишкова, которое он дал в 2004 году. В нем Валерий Александрович рассуждает о тенденциях развития государственной национальной политики, межэтнических отношений, дает прогноз по возможному развитию конфликтов на постсоветском пространстве.

Думаю, оно будет интересно нашему научному сообществу, особенно в сфере текущих событий.

Интервью доступно по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/uFon7zjDCW0tcA

Почему сегодня в нашей стране и в мире растет интерес к этнологии и антропологии? Что представляют собой эти науки? Что такое городская и медицинская антропология? Какие вопросы они решают? Об этом научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, академик Валерий Александрович Тишков рассказал в интервью электронному порталу «Научная Россия»

Полный текст интервью доступен по ссылке:

https://scientificrussia.ru/articles/akademik-valerij-tiskov-odinakovost-oznacaet-smert-celovecestva

В дополнение к интервью считаем необходимым привести текст резолюции XV Конгресса антропологов и этнологов России «Об этнологическом образовании и подготовке кадров»

XV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР) проходил с 26 по 30 июня 2023 г. в г. Санкт-Петербурге. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. В работе конгресса приняли участие около 800 человек, представляющих научно-исследовательские учреждения, образовательные центры и общественные организации России и зарубежных стран. Программа конгресса, помимо пленарного заседания, которое состоялось в Думском зале Таврического дворца, включала 60 секций и круглых столов по разным направлениям современной социально-культурной, физической (биологической) антропологии и этнологии.

Основную поддержку конгрессу оказали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральное агентство по делам национальностей. В адрес конгресса поступили приветствия от руководства Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова, руководителя ФАДН России И.В. Баринова, президента РАН Г.Я. Красникова и другие. По общему мнению, конгресс был отмечен высоким уровнем научных докладов и дискуссий, которые продемонстрировали успешное развитие данной сферы гуманитарного знания в России и особую востребованность антропологических и этнологических исследований в деле реализации Стратегии государственной национальной политики, обеспечении межнационального мира и согласия, формировании российской идентичности. Участники конгресса и прошедшего в его рамках съезда Ассоциации антропологов и этнологов России проявили накануне приближающегося 300-летия Российской академии наук высокий уровень своей профессиональной сплоченности, гражданской ответственности, готовности участвовать в программах по укреплению единства, сохранению и развитию этнокультурного многообразия российского народа.

Наряду со значимыми научными достижениями и растущим авторитетом данной отрасли знания и профессии в нашей стране, участники конгресса выразили озабоченность ситуацией, сложившейся в российских высших учебных заведениях, реализующих направление подготовки 46.00.03 «Антропология и этнология».

По решению президиума ассоциации на конгрессе была принята данная резолюция об этнологическом образовании и подготовке кадров в Российской Федерации.

Участники конгресса отметили возрастающую в России, являющейся многонациональным государством, потребность в высококлассных специалистах в сфере этнологии, антропологии и миграции, а также необходимость дальнейшего развития системы этнологического образования и подготовки кадров в этой сфере, имеющей мировой передовой опыт, достижения и наработки. В качестве положительного примера отмечаем инициативу Санкт-Петербургского государственного университета о создании в своей структуре института этнологии и антропологии.

Вместе с этим участники конгресса констатируют в целом отрицательную динамику основных показателей в сфере этнологического образования в стране. За последние четыре года количество университетов, реализующих данной направление подготовки, сократилось почти на треть. В процессе оптимизации изменяются учебные планы бакалавриата и магистратуры в сторону сокращения профильных дисциплин, происходит сокращение ставок, ликвидация полевых этнографических практик, а самое тревожное – это закрытие профильных кафедр вместо открытия новых при наличии явного запроса среди молодежи, в обществе и в государстве в целом на данное направление высшего образования. Ярким примером является ликвидация в марте 2023 г. кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.  За время 40-летнего существования этой кафедры было подготовлено большое количество специалистов в сфере государственной национальной политики, межнациональных отношений и межкультурных коммуникаций и в области изучения, сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов России. Несмотря на высокие научные показатели сотрудников кафедры, выполнение большого количества проектов и грантов, кафедра была ликвидирована. Схожие процессы происходят в ряде других образовательных учреждений Российской Федерации.

С учетом изложенного, в целях обеспечения дальнейшего эффективного развития этнологического образования и подготовки кадров в Российской Федерации участники XV Конгресса антропологов и этнологов России считают необходимым:

  1. Заменить наименование укрупнённой группы 46.00.00 «История и археология» наименованием «История, археология и этнология». Это изменение позволит антропологии и этнологии занять в рамках укрупненной группы равное положение, наряду с историей и археологией. Подчеркнем, что история и археология, имеющие важное значение для сохранения исторической памяти, больше обращены к прошлому. Антропология и этнология изучают прежде всего современные проблемы, формируют общенациональную идентичность молодежи.
  2. С целью более полного обеспечения специалистами увеличить количество бюджетных мест (контрольных цифр приёма) на направление подготовки 46.00.03. Выделять контрольные цифры приёма не на укрупнённую группу, а на направление подготовки. Это не позволит администрациям университетов перераспределять в пользу других направлений бюджетные места, выделенные на подготовку специалистов в сфере государственной национальной политики, и исключит конфликт интересов.
  3. Сделать центром ответственности по направлению подготовки «Антропологии и этнология» Ассоциацию антропологов и этнологов России (ААЭР). Именно ААЭР является частью системы научного сопровождения государственной национальной политики и обладает компетенциями в сфере потребностей государства в профессиональных кадрах этнологов и антропологов.
  4. Увеличить количество бюджетных мест в аспирантуре, распределять КЦП на аспирантуру, в том числе, в региональные университеты, поскольку в квалифицированных кадрах нуждаются именно регионы, имеющие этническую специфику. Остановить процесс сокращения ставок преподавателей этнологических дисциплин.
  5. С целью расширения географии подготовки специалистов в области проведения государственной национальной политики открывать в университетах факультеты, институты и кафедры этнологии, антропологии и этнографии. При отсутствии возможности создать кафедру для реализации направления подготовки «Антропология и этнология» вводить в университетах профиль (специализацию) и создавать такие профили в университетах страны, особенно в республиках и приграничных регионах Российской Федерации.
  6. Учитывая многонациональный состав населения и приграничное положение Омского региона, восстановить кафедру этнологии, антропологии, археологии и музеологии в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского.

Принято 29 июня 2023 г. на XV Конгрессе антропологов и этнологов России, г. Санкт-Петербург.

В текущем году Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН празднует свой 90-летний юбилей

Представляем вам интервью научного руководителя Института, Академика РАН В.А. Тишкова, в котором он ответил основные этапы развития ИЭА РАН в советский и постсоветский периоды его истории
С интервью можно ознакомиться по ссылке

https://iea-ras.ru/?p=10008

Уважаемые коллеги!
Внимание многих ученых и общественных деятелей сейчас приковано к обсуждению результатов Всероссийской переписи населения 2020/21 гг.
Об этом в интервью «Российской газете» рассказал академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Александрович Тишков.

С полным текстом интервью можно ознакомиться по ссылке
https://rg.ru/2023/02/26/v-bolshinstve-svoem.html

Уважаемые коллеги!

Вышла новая монография президента нашей Ассоциации, Академика РАН В.А. Тишкова «Нация наций. О подходах к пониманию России» (М.: ИЭА РАН, 2023).

Книга подготовлена на основе пленарного доклада на Втором международном Петербургском историческом форуме, 10-16 октября
2022 года и представляет собою разработку проблемы национального строительства в культурно сложных обществах, каковым является
Российская Федерация. Критически излагаются подходы к пониманию сущности нации и государства в контексте двух теоретических
парадигм – примордиализма и конструктивизма. Дан анализ консервативного поворота в современном обществознании, выраженный ,прежде всего, в религиозно мотивированном фундаментализме и в его противостоянии концепту национализма и нациестроительства на полиэтничной, гражданской основе. Дан сравнительный анализ национальной идеи в таких странах-цивилизациях, как Китай и Индия, роль концепции нации и национального государства в развитии и сохранении целостности этих государств. Обосновывается схожий вариант национальной идеи для России как государства-нации с пониманием нации как полиэтничного согражданства под единой суверенной властью. Обоснован вывод, что Россия есть нация и цивилизация как две не взаимоисключающие категории самообозначения
Сформулирована тема ценностного подхода к пониманию России.

Прикрепляю текст книги в формате ПДФ для ознакомления

Уважаемые коллеги!

Полагаю, что членам Ассоциации антропологов и этнологов Рос

сии будет интересно и даже полезно познакомиться с только что вышедшей в свет коллективной монографией, посвященной истории советской этнографии. Это была вполне достойная история, и книга многое добавляет к тем издания, которые уже вышли по истории нашей науки в ХХ веке. Возможно, не все сюжеты и имена были упомянуты, но в целом авторы и ответственный редактор проделали достойный труд в рамках одного из грантов по целевому конкурсу РГНФ, посвященному 100-летию образования СССР. 

Рекомендую эту книгу для использования в учебных курсах по истории антропологии и этнологии. 

Советская этнография в истории государственного строительства и национальной политики: коллективная монография. / М. Ю. Мартынова, В. А. Тишков
[и др.]; отв. ред. М. Ю. Мартынова. — Москва: ИЭА РАН, 2022. — 556 с
.

Около 4 лет тому назад Н.А. Макаров и я инициировали целевой конкурс научных исследований РФФИ к 100-летию образования СССР.  После конкурсного отбора проектов был запущен 3-летний конкурс на 2020-2022 годы с общим объемом финансирования около 100 млн. рублей. И вот наступает время завершения работ, хотя многие статьи и книги уже выходили на 1 и 2 годах конкурса. По нашей тематике было несколько проектов, но самым интересным для всех этнологов, конечно, будет проект под руководством М.Ю. Мартыновой, который завершился коллективной монографией. Книга выйдет в свет в бумажном варианте на следующей неделе. Поздравляю и благодарю авторов за эту книгу. Она будет полезна и в учебном процессе.

Замятин K., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? Научно-популярная монография — Хельсинки, 2012. — 178 с. 

Предлагаю вашему вниманию совсем небольшую по размерам книгу, написанная тремя авторами, специалистами по финно-угорским языкам и языковой политике. Книга была написана более десяти лет тому назад на финском языке и переведена на русский язык в очень хорошем исполнении. Уже в самом начале книги изложена близкие мне идеи, которые я, с переменным успехом, стараюсь отстаивать уже многие годы. Во-первых, это трактовка родного языка во всей сложности этого понятия, но прежде всего как первого, основного языка. И при этом это может быть не только один язык, а два или более, особенно в случае, когда с детства усваиваются в равной мере два или даже три языка. Наше предложение сделать в переписной анкете возможность указывать не один, а два языка (две пустые строки для заполнения в зоне ответа на вопрос о родном языке) организаторы переписи свели к возможности указать не один родной язык, а несколько, но только через запятую. При этом объявили, что будет считаться только первый из указанных. Интересно что будет обнародовано в итогах переписи населения 2020-2021 года. Второе — это возможность существования и необходимость признания сложной этнической идентичности, ибо для миллионов людей в России, особенно для потомков этнически смешанных браков, выбирать только одну свою этническую принадлежность (национальность) часто бывает затруднительно. Наши исследования этой проблемы показали, что не менее 10-15% россиян при возможности указали бы двойную национальность. Для чиновников, этнонационалистов и упертых последователей теории этноса такой вариант кажется кошмаром и злым умыслом. А зря. Так что прочтите эту книгу. Там много полезного, особенно про так называемые языковые гнезда. 

Социальная справедливость в сфере межэтнических отношений и укрепления общероссийской идентичности населения Юга России: монография / Ю.Г. Волков, А.В. Бедрик, Н.К. Бинеева, А.В. Верещагина, В.П. Войтенко, Н.И. Чернобровкина; отв. ред. Ю.Г. Волков. — Москва: РУСАЙНС, 2021. 180 с.

Коллеги из Южного научного центра РАН во главе с профессором В. Г. Волковым одними из первых положили начало публикации результатов 3-летней Программы исследований этнокультурного развития и формирования российской идентичности. В этом проекте избран аспект социальной справедливости с точки зрения положения этнических групп и восприятия ими ситуации в сфере межэтнических отношений. Было выполнено социологической исследование и использованы другие данные. Выводы с рекомендациями интересны и полезны. Рекомендую не только учёным, но и практикам.

Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / Отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. – М.: ИЭА РАН, 2016. – 458 с.

Незадолго до своей безвременной кончины Галина Александровна Комарова подготовила два коллективных труда, один из которых посвящен феномену междисциплинарности. Почему я рекомендую этот труд? Потому что одержимость междисциплинарностью зачатую ведет к внедисциплинарности, когда из научного текста вообще неясно на каких теоретических подходах и в рамках каких научных методов работает исследователь и какое знание будет им получено в результате использования подходов и инструментов разных научных дисциплин. Я убежден, что междисциплинарность возможна только при сильных дисциплинарных исходных позициях. Авторы коллективного труда представляют прежде всего антропологию и этнологию, но обращаются и к другим дисциплинам, чтобы обогатить свой анализ.

Культурная сложность современных наций / отв. ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Политическая энциклопедия, 2016. – 384 с. 

Эту коллективную монографию я рекомендую по причине трудного утверждения в отечественном обществознании самого концепта «нации». Некоторые коллеги считают, что современные нации утрачивают свою этнокультурную гомогенность, но суть дела в том, что они никогда и не были таковыми. И вообще «нация» — это понятие созданное не из выявления объективной природы неких коллективных тел, а из сферы успешного или неуспешного утверждения коллективного самосознания о том, что «мы есть нация». Рекомендую антропологам и историкам, а заодно социологам и философам. С российскими юристами дело обстоит сложнее: там многие шестеренки нужно еще обильно смазывать, чтобы уйти от советского определения нации как типа этнической общности.

Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. – М.: Изд-во «Весь мир», 2017. – 992 с.

Обращаю внимание коллег-антропологов на фундаментальное издание по проблемам идентичности, которое подготовила член-корреспондент РАН И.С. Семененко вместе со своим коллегой из ИМЭМО РАН В.И. Пантиным. Из наших коллег в нем приняла участие Е.И. Филиппова, но размах самого энциклопедического издания очень подкупает и заслуживает внимание гуманитариев. Я по-прежнему считаю, что слово «идентичность» вполне можно заменить понятием «самосознание» применительно к феномену этнической и национальной (страновой) идентичности. Насчет «цивилизационной» и некоторых других форм выявленных авторами труда идентичностей можно дискутировать, но работа сделана очень хорошо. Рекомендую! 

Антропология и этнология: современный взгляд / отв. ред. А.В. Головнёв, Э.-Б.М. Гучинова. – М. : Политическая энциклопедия, 2021 – 559 с.

Это очень примечательная книга во многих отношениях. Прежде всего — это название почти как у учебника, да еще и с заявкой на современный взгляд, несмотря на почтенный возраст большинства ее авторов. Редакторы тома А.В. Головнев и Э.М. Гучинова постарались привлечь наиболее известных антропологов России и зарубежных коллег написать свои статьи по случаю моего 80-летия, а также сами написали свои соображения на этот счет (Гучинова — в форме интервью с юбиляром). В этом же разделе о «деконструкции» юбиляра отметились своими статьями М.Ю. Мартынова, Х.В. Туркаев и А.А. Плеханов. Но это все про персоналию, хотя, конечно, лестно читать про себя в юбилейных изданиях. Тем более, что критики и разных измышлений про «забыть нацию» и «отменить этнос» в свой адрес я получил более чем достаточно. Но самое важное в юбилейном томе — это статьи про разные проблемы нашей науки видных представителей антропологического, социологического, политологического и исторического цеха.  Полагаю, что 40 авторов написали многое, о чем полезно знать нынешнему поколению ученых, особенно молодым исследователям. Тем более что такие корифеи, как Л.М. Дробижева, уже ушли из жизни, а связи с зарубежными коллегами сейчас переживают серьезные испытания. Как и предыдущий юбилейный сборник 2011 года, этот также был оформлен с творческим участием моего младшего брата художника Леонида Тишкова. Как и предыдущий, этот том был любовно издан тем же издательством РОССПЭН при поддержке РФФИ. Всем низко кланяюсь и благодарю, а книгу настоятельно рекомендую.  

Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность: Научная монография / Под ред. Ю.П. Зинченко. — М.: Издательство Московского университета, 2017. — 520 с.

Язык как ресурс идентичности в Европе: антропологическое исследование / М. Ю. Мартынова, М. А. Андрюнина, Ю. В. Бучатская и др. / отв. ред. М. Ю. Мартынова / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — Москва: ИЭА РАН, 2022. — 536 с.

Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 480—498

Государственная национальная политика Российской Федерации : учеб. пособие для специалистов в сфере национальных и религиозных отношений / [В. А. Тишков и др.] — М. : Просвещение, — 288 с.

Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу : аналитический доклад. — М. : Институт Наследия, 2020. — 93 c.

Курилла И. Битва за прошлое: Как политика меняет историю. — М. : Альпина Паблишер, 2022. — 232 с.

Малинова О.Ю. Общество, публика, общественность в России середины XIX — начала ХХ века: Отражение в понятиях практик публичной коммуникации и общественной самодеятельности // «Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. Т. I. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — С. 428-463.

Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности. Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. / В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 416 с.

Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М.Ю. Мартынова — Москва: ИЭА РАН, 2021.—620 с.

Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / под редакцией В.А. Тишкова. – М.: ИЭА РАН; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, – 2013 — 90 с.